Единый государственный экзамен (ЕГЭ) поддерживают
отличники, и педагоги, готовые повышать свой профуровень, а среди его
противников – двоечники и подростки с повышенным уровнем тревожности.
Таковы выводы исследования, проведенного в преддверии этого экзамена
Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
С 26 мая по 19 июня впервые все выпускники
российских школ в обязательном порядке будут сдавать ЕГЭ. Сотрудники
ВЦИОМ провели серию фокус-групп со старшеклассниками, родителями
выпускников и учителями, в результате которых построили портрет
типичного сторонника и противника ЕГЭ.
Результаты исследования показывают, что среди
сторонников ЕГЭ, как правило, отличники и хорошисты, ответственно
относящиеся к учебе, верящие в свои силы, а также школьники, у кого
брат, сестра или близкий друг уже сдавали данный экзамен. Также ЕГЭ
поддерживают передовые педагоги, готовые повышать свой профессиональный
уровень и не боящиеся внешних оценок результатов своей работы, а также
выступающие за борьбу с коррупцией при выпускных экзаменах в школе и
поступлении в вуз.
"Как отметил один из педагогов: "Раньше – экзамен
прошел, а учителя три дня пишут работы за учеников. Теперь такого не
будет!", – говорится в исследовании ВЦИОМ.
Среди сторонников единого госэкзамена также
родители с высокими адаптивными качествами, убежденные, что ЕГЭ
облегчает поступление в вуз, и полагающие, что этот экзамен мотивирует
учителей повышать свою квалификацию, а их детей более ответственно
относится к обучению.
По данным опроса, среди противников ЕГЭ, как
правило, двоечники, теряющие возможность списать или получить подсказку
во время сдачи, а также "ребята с повышенным уровнем тревожности". К
ним также же можно отнести категорию школьников, считающих, что раньше
"можно было быть зачисленным в вуз, заплатив за поступление".
Учителя, предпочитающие следовать исключительно
старым методам в работе и избегающие каких-либо нововведений, и
родители, испытывающие недостаток достоверной информации о ЕГЭ тоже
выступают против ЕГЭ.
В ходе исследования было выявлено, что в обществе
существует глубинное понимание необходимости системных изменений в
сфере образования. "В этой связи ЕГЭ признается эффективным
инструментом выявления проблемных зон в образовании для их последующего
качественного улучшения. Кроме того, выпускники этого года единодушны в
том, что нервозная обстановка вокруг ЕГЭ создается взрослыми", –
отмечается в опросе.
По данным ВЦИОМ, учителя особенно отметили
необходимость повышения профессиональной квалификации своих коллег для
обеспечения успешной сдачи ЕГЭ школьниками.
Инициативное исследование ВЦИОМ прошло в апреле
2009 года в Москве. Было проведено 9 фокус-групп: с учениками 9 и 11
классов и их родителями, учителями, преподающими как обязательные для
сдачи предметы, так и предметы "по выбору". Исследование будет
продолжено в мае в одном из городов СФО.
|